О модели.
Итак, Свифт-16 в эксплуатации с февраля-марта 2006 года. Мотор НЕУ1907-1,5, контроллер Феникс-80, батареи литийполимеры ФлайПауер-6с1п-3700, ТандерПауер-6с1п-3850 и литийфосфаты А123-7с1п-2300. Общий налет по батареям: ЛиПолимеры 52 рабочих циклов в среднем по 7-8мин, ЛиФосфаты 46 рабочих циклов, в среднем 5-5,5мин, итого ок. 630 мин или 10,5 часов в воздухе.
Модель ни разу неприятно не удивила и не разочаровала – само по себе ничего не сломалось, не отвалилось, не отказало. Была одна «хорошая» авария и 3-4 жестких аварийных авторотации. После ремонтов все работает без проблем. Но хоть вертолет сам по себе не плох, кое-что доработать/изменить пришлось.
Доработки и апгрейды.
1. Головка главного ротора.
Первая проблема – мелкая вибрация на средних и высоких оборотах. Причина в промежуточной оси лопастей. При раскрутке ротора сферическое утолщение на оси периодически касается внутренней части головки ротора, и вызывает вибрацию. Решается проблема очень просто – надфилем по окружности уменьшается примерно на 0,5мм диаметр сферы.
Второе. Эта же промежуточная ось сделана из мягкого алюминия. Соответственно любое касание лопастью земли может вызвать деформацию и трещины, что чревато серьезной опасностью. Решение – замена на новую апгрейдную упрочненную ось.
На фото ось после аварии – резьбовая часть с болтом держателя просто вырвана!
2. Вал главного ротора.
Трубчатый - легкий, прочный. Работает отлично, но если ставить третью (дополнительную) опору придется менять – апгрейдный длиннее примерно на 8-10мм.
3. Система тяг.
Не стоит объяснять, что правильная геометрия тяг имеет важнейшее значение для линейности управления моделью. На Свифте, к сожалению, боковые тяги шайбы длинные и имеют привод через рычаг пуш-пулл (тяни-толкай), а задняя тяга покороче и присоединена прямо к серво. Сначала я думал перекомпоновать все серво на прямой привод шайбы с тягами одинаковой длины (как на моделях Микадо-Лого). Но в существующей конструкции без серьезных переделок этого сделать нельзя. Тогда, помудрив, придумал как сделать третий пуш-пулл на заднее серво. Переделка сразу значительно улучшила геометрию управляющих тяг (хотя третья тяга все равно осталась короткой), а кроме того пуш-пуллы «разгружают» редуктор и подшипники серво. Плюс моей конструкции – максимальное использование стандартных деталей.
4. Рама вертолета.
Рама пластиковая, очень легкая и прочная. Для увеличения жесткости поставил третью опору главного вала – но не могу сказать что заметил какой то серьезный результат. Скорее этот апгрейд для очень жесткого 3д.
Моторама тоже пластиковая. Работает без проблем, но я после аварии несколько раз перегрел мотор (не заметил что он тоже поврежден), и пластик моторамы подплавился. Поэтому заменил на алюминий, заодно улучшив теплоотвод.
Крепление батареи. Карбоновая пластина под «животом» увеличивает жесткость рамы, и позволяет быстро менять батареи. Но поскольку центровка модели не идеальна («задняя») батареи приходится сдвигать на нос. При этом их крепление не надежно, а конец карбоновой пластины прогибается и трескается. После ряда переделок остановился на варианте использования «родной» платформы для радиооборудования в качестве передней части крепления батарей. Работает отлично!
Шасси. Высокие опоры шасси долго не живут, поэтому их сразу надо упрочнить (армированным скотчем) в местах крепления к лыжам. А лучше сразу заменить на короткие прочные апгрейдные шасси.
Привод хвоста. Работает надежно. Отсутствие привода хвоста на авторотации практически не мешает, а может даже и помогает – ведь нет потерь энергии на хвост при авторотации. Для продвинутых 3д спортсменов такая функция пригодилась бы, но она реализована только на новых Свифт-550 и 620.
5. Кабина.
Здесь вариантов нет – приходится много прорезать чтоб разместить батареи.Положительно то, что батареи хорошо охлаждаются, а их замена занимает 10-20 сек!
6. Хвост.
Привод, редуктор и ротор работают надежно. Опору-киль лучше сразу заменить на более прочную апгрейдную.
7. Общая компоновка.
Как во всей «электрике» необходимо разнести на максимальное расстояние приемник, гироскоп и все «шумящие» контроллеры, моторы, БЕКи.
Общая комплектация.
1. Моторы.
После ряда экспериментов вернулся к самому первому – инраннеру НЕУ 1907-1.5у. И хоть после аварии возникли проблемы (а точнее отсутствие знаний и опыта) в ремонте, и я даже успел в переписке поругаться-помириться с производителем – Стивом Неу, это лучший из всех моторов которые у меня были – мощный, моментный, эффективный и очень экономичный.
2. Контроллеры.
Тоже эксперименты и тоже возврат к первому Кастл Креейшенс Феникс-80. Широчайшие возможности настроек (максимум через компьютер, но и достаточно просто с помощью передатчика), отличная работа, «умная» защита от всевозможных перегрузок.
3. Бортовое питание.
С этого года использую БЕК Маркус 30В/5В-3А. Конечно как все импульсные БЕКи «шумноват» и заметно уменьшилась дальность управления. Надеюсь новое радио на 2,4ггц решит эту проблему.
4. Батареи.
Здесь я не буду повторять свои обзоры и описания по ЛитийПолимерам и ЛитийФосфатам. Мое личное окончательное решение для этой модели, мотора, контроллера (все максимум на 25В) – ЛиФо А123 в блоках по 7шт.
5. Лопасти.
МАХ 550мм-трапеция оказались самыми эффективными. Более экономичный но «вяловатый» полет получается на «родных» Сенчури 520мм-вуден или на МАХ 516мм.
Комплектация и настройки.
Это мой итоговый вариант. В ближайшее время будет только заменено радио на Спектрум Д-Икс-7 (2,4ггц).
Модель Сенчури Свифт-16: полетное время статика - ок 6,5мин, полетное время динамика - ок 5,3мин.
- Лопасти главного ротора – МАХ 550мм-трапеция
- Лопасти хвостового ротора – Сенчури 80мм
- Мотор: Неу 1907-1.5у
- Контроллер: Кастл Креэйшенс Феникс-80
- Акку. силовые: А123-7с1п-2300
- Бортовое питание: БЕК Маркус 30В/5В-3А
- Серво шайбы: Граупнер-ЖиАр 8041
- Серво хвоста: Граупнер-ЖиАр 8700Джи
- Гироскоп: Граупнер-ЖиАр 490Ти
- Приемник: Граупнер-ЖиАр МСи-19
- Передатчик: Граупнер-ЖиАр МИкс-12
- Кривая шага «Норм»=-3,+3,+9. «Акро»=-9,+0,+9. «Ауторот»=-6,+3,+12 град.
- Кривая газа «Норм»=0%,+72%,+100%. «Акро»=+100%,+72%,+100%.
- Редуктор - 11/96
- Обороты г.р. - ок 1900
На фото бортовая запись-график полета в динамике (упрощенный ФАИ-комплекс) вертолета в этой комплектации и апгрейдах.
Обзор можно обсудить в отдельной теме форума.
Киев 13.04.2007.