Движение авиамоделизма в Германии курирует немецкое объединение авиамоделистов DMFV (Deutschen Modellflieger Verband) главный офис которого находится в Гамбурге. На сегодняшний день в этой организации состоят 60 000 членов.
На территории ФРГ существует огромное количество региональных клубов, которые подчиняются правилам главной организации DMFV. В главном клубе разрабатываются и внедряются правила определяющие порядок и поведение моделистов на летном поле, решаются вопросы аренды летных площадок, планируется календарь соревнований.
Члены всех клубов должны быть застрахованы единым обязательным страхованием, действующим на территории всей Германии. Такая страховка покрывает возможный ущерб имуществу и телесные повреждения при запусках моделей.
Государство играет важную роль в развитии авиамоделизма, предоставляя все необходимые условия и поддерживая инициативы моделистов, прежде всего это касается выделения земли для летных площадок клубам.
Во многих школах, при наличии соответствующего преподавателя работают бесплатные авиамодельные кружки для детей. Ведущие фирмы, производители техники для моделизма, регулярно проводят специальные благотворительные соревнования для юных моделистов.
Мне довелось посетить модельное мероприятие, проводимое берлинским авиамодельным клубом Hummelflug (в переводе это значит- «полет шмеля») которое называлось Berliner großer Flugtag. Летная площадка клуба находится не далеко от Берлина. Это ровное ухоженное поле размером в 200 х 100 метров. На его территории находится небольшой домик, установлены скамейки, оборудовано место для гриля, ограждение поля и стартовой зоны.
Как рассказал мне председатель клуба Берндт Пельцольд, двенадцать лет назад он вместе с еще пятью своими коллегами решили основать этот авиамодельный клуб (на нем. Verein - объединение), в котором уже тогда были представлены практически все виды авиамоделизма, от электролетов до вертолетов.
Организовать авиамодельный клуб дело очень сложное, поскольку моделистам приходиться столкнуться с некоторыми трудностями. Самая главная из них это необходимость получения специального разрешения для использования летной площадки в «полетных» целях, важно также чтобы его отдаленность от ближайшего населенного пункта была не менее полтора километра. Существуют строгие правила организации летного поля.
Решение о выдаче разрешения принимает глава общины города при участии представителя клуба. После получения разрешения на использование участка земли, следует фаза сертификации поля, как пригодного для полетов по всем параметрам. Служащий соответствующей институции персонально посещает летную площадку для ее осмотра. После этого министерство строительства должно дать разрешение использовать участок в нестроительных целях. Затем потребовалось разрешение службы охраны окружающей среды, которая определяет, не пострадает ли близлежащий водоем или лес с его обитателями.
Как результат этого процесса станет разрешение министерства воздухоплавания, о том, что поле пригодно по всем параметрам к использованию в авиамодельных целях. Данное разрешение действительно в течение первых трех лет, после чего, следует проверка поля. Если нечего не изменилось, то выдается разрешение на более длительное время.
Итак, летное поле принадлежит государству и арендуется на определенный период времени центральным клубом DMFV для нужд дочернего берлинского клубом Hummelflug.
Ежегодно члены клуба платят взнос в размере 40 евро в главную организацию (страховка, организация), и 70 евро клубу, куда включается стоимость аренды летного поля, уход за летным газоном. Существует еще и вступительный единоразовый взнос – это ок. 100 евро.
Сегодня клуб объединяет 64 моделиста, все они могут свободно посещать летное поле и запускать модели в любое время. Но есть ряд ограничений, которые нельзя нарушать, к примеру, это то, что вес модели не должен превышать 20 килограмм, а шум двигателя 85 дБ. В определенных местностях существует запрет на запуск моделей с ДВС вообще или в послеобеднее время. Очевидно, почему в Германии очень популярны летающие модели с электроприводом.
Клуб Hummelflug часто проводит большие встречи (Flugtag) на которых собираются много моделистов, чтобы просто показать свои модели и продемонстрировать их полет. Здесь я увидел прекрасно организованное мероприятие. Автомобили участников и гостей аккуратно припарковывались в отведенном месте, зона старта отделена специальной высокой сеткой. На специальном стенде все моделисты дисциплинировано отмечают свои каналы, а передатчики между стартами сдают секретарю в специальную палатку.
На поле установлена звуковая аппаратура и «руководитель полетов» представлял участников стартов и со знанием дела комментировал полеты.
Всеобщий интерес вызвал полет клубного ветерана самолета–буксировщика, который кроме затяжки планера сбрасывал радиоуправляемого парашютиста. Состоялся традиционный пролет модели на небольшой высоте (с «бомбометанием» разными конфетами) на радость присутствующих детей. В общем можно было увидеть полеты многой техники от самого простого пенопластового электролета до вертолета и трехметрового самолета-акробата с бензиновым двигателем.
В обеденное время на стационарном гриле жарились колбаски (это добрая традиция и важная часть мероприятия) которыми угощались клубные моделисты (за счет клуба) и гости. Было и пиво, соки, булочки, веселье и шутки, в общем, нормальный отдых и общение увлеченных людей.
Очень бросается в глаза чистота и порядок не всей территории поля. Я увидел небольшие урны, на которых написана просьба, бросать в них бумажки от конфет, сломанные пропеллеры, и даже ненужные винтики или гайки. Весь остальной свой мусор каждый увозит с собой. Такое уважительное отношение посетителей к окружающей среде и организаторам мероприятия создает очень приятное впечатление.
В Германии существует несколько издательств, которые специализируются на издании специальной литературы, сборников чертежей по тематике моделизма. Из них издается много (думаю около шести) разных журналов только для авиамоделистов. Продукция немецких фирм “Graupner” ,”Robbe”, “Multiplex” известна далеко за пределами страны, десятки магазинов предлагают моделистам практически любую технику с обеспечением гарантии и сервиса. Несмотря на такое обилие готовых моделей и материальные возможности, многие моделисты также с удовольствием строят модели сами.
Модель самолета и радиоуправляемый парашютист. |
Подготовка к старту радиоуправляемого парашютиста. |
Модель парашютиста закрепляется под днищем самолета и после сброса управляется своим пилотом с отдельным передатчиком. |
Модель самолета Extra 260. Бензиновый двигатель боксер DA-100, объемом 100 см.куб., мощностью 10 л.с., вес модели 13 кг. |
Модель биплана „Ultimate“ DASH 300S. Автор модели: Юрген Собан, массштаб 1:2, вес 20 кг. Мотоустановка: бензиновый двигатель немецкой фирмы King, 200 см. куб. |
Для перевозки нескольких моделей таких размеров приходится использовать специальный прицеп. |
Зона стартов ограждена специальной сеткой. Это важный элемент обеспечения безопасности полетов. |
На таком стенде все участники полетов дисциплинировано отмечают свои каналы, а между стартами сдают передатчики секретарю в специальную палатку. |
В такую урночку предлагается бросать мелкий мусор: окурки, бумажки от конфет, и даже ненужные винтики или гайки. Все, что больше отверстия в ней, забирают с собой. |
Фото Илья Ходеев
По материалу журнала «Моделiст»