Главная
Авиамодели
Автомодели
Судомодели
Новости События Статьи Обзоры Форум Блоги Фото Клубы Площадки Витрина Ссылки Контакты О НАС



Свежие темы из форума
Загрузка ...

Популярные блоги
Загрузка ...

Наши друзья
iCAR - Виртуальный клуб автолюбителей
Мегаспорт
Научно-популярный журнал Моделіст
магия вязания
Лошади
Потрібна допомога
17:42 29/05/2006

Моя попытка № 5-4 (Dragonfly 5-4)

Автор: Дмитрий Старостин
Введение
О прототипе
Характеристики
Что в коробке
Что надо докупить
Сборка
Теория
Конструкция модели
Передатчик
Полеты
Выводы

Введение

Почему такое странное название? Все просто - по числу вертолетов.
Возвращение в авиамоделизм у меня началось с самого сложного , в моем понимании, класса – радиоуправляемых моделей вертолетов. Сначала был Zero 60 с мотором Moki 0.60 и механическим гироскопом – это №1.
Сразу захотелось большего - и Zero 60 стал Zero 70, с мотором OS-MAX 70 ZRing, пьезогироскопом Futaba 502, резонансной трубой, удлиненной хвостовой балкой и жестким валом – получился №2 (вертолет все же остался прежним).
Потом появился вертолет Dragonfly от Feda – №3. Драгонфлаи (в переводе с английского - стрекоза) выпускали в то время все кому не лень. И похожи они были как близнецы - братья. Шасси из карбоновых прутиков, коллекторный мотор, электроника 3в1, отдельный мотор на хвосте.
Качество изготовления не радовало, да и летать оно не очень хотело.
После этой попытки решил для себя, что вертолеты не могут прилично летать, и при этом, быть дешевыми.
В результате многочисленных поисков, в Интернете был найден Trex - №4.
Затем появился Trex 450SE -№5 (тюнингованный по максимуму).
Правда, стоимость уже вплотную приблизилась к б.у. Жигулям. Мне он показался просто каким – то чудом. Настоящий 3-D вертолет. И красивый и качественный.
Думалось теперь, что можно летать дома и на работе по коридорам.
Оно - то конечно, можно, но не особо.
Рэкс обладает высокой энерговооруженностью и дикой подвижностью. Его стихия или безветренная погода или спортивный зал.
А не с тем ни с другим у меня не складывалось.
Вот я и решил для себя (хотя зарёкся брать китайское, да и со скепсисом относился к Драгонфлаям-Валкерам и прочим) - попробую еще раз.
Вот и получилось у меня попытка № 6. А так как апдейт зеро не в счет - то попытка № 5-4.
Вертолет брался именно для полетов в небольших помещениях. Именно это и обусловило выбор сосной схемы.

О прототипе

Разработанный в 1968г. в соответствии с техническим заданием индийских ВВС и предназначенный для действий в условиях больших высот и скоростей вертолет Аэроспасьяль SA 315B Лама объединял усиленную конструкцию модели Алуэт II с динамическими компонентами модели SA 316 B Алуэт III, включающими в себя силовую установку Артуст (Artouste) и роторную систему. Опытный образец SA 315 впервые поднялся в воздух 17 марта 1969г., а 30 сентября 1970г. получил французский сертификат летной годности; имя Лама ему было дано производителями в июле 1971 г.




Как и все представители семейства Алуэт, SA 315B Лама мог быть легко приспособлен для различных целей: пассажирских перевозок или сельскохозяйственных работ. В то же время военные варианты вертолета предусматривали его переоборудование для обеспечения связи, наблюдения, фотографирования, спасения и других целей.
Прототип конечно оригинальный и красивый, но, честно говоря, почему производителем был выбран именно такой прототип - для меня тайна за семью печатями. SA 315B Лама имеет классическую схему в несущим и хвостовым винтом. А Dragonfly 5-4 – соосную схему. Тут скоре подошел бы Ка-50 или другие представители семейства Камова.
Хотя с другой стороны понятно, что данная модель (как, к примеру, E-Sky Lama 2-3) является клоном известного Hirobo X.R.B. Lama 2.

Характеристики

Диаметр основного ротора: 340 мм,
Общая длинна: 425 мм
Общая высота: 175 мм
Полетный вес: около 235g (С учетом батареи)
Двигательная установка: два 180-ых щеточных мотора
Сервоприводы: две 7.6g Servo
Аккумулятор: Li-polymer 7.4V 800mAh, вес 45 грамм
Система дистанционного управления: 4-х канальный передатчик, приемник 3-в-1. Управление осуществляется по каналам: тангажа, крена, хвоста и газа

Что в коробке

Получив коробку в руки – первое решение ЛЕТАТЬ.
Никогда так не поступайте! Обзор - дело серьезное и модель может не дожить до фото - сессии. Однако в моем случае все обошлось.




Итак, все по порядку. Открываем коробку и видим тщательно упакованную модель. Все на месте, плотно закреплено, ничего не болтается.




Распечатываем пластик, удаляем скотч. В результате перед нами:

• Полностью собранная модель вертолета. Все установлено, подключено, отрегулировано;
• 4-х канальный передатчик;
• Комплект запасных лопастей;
• Зарядное устройство для передатчика с переходником для заряда батарей( Тут есть один нюанс, однако, об этом позже);
• Кабель к симулятору и диск с самим симулятором;
• Специальная пластиковая отвертка для настройки гироскопа;




• Достаточно подробная инструкция с описаниями настроек, сборочными эскизами и несколькими заданиями для самостоятельного обучения. На второй странице напоминание The HM 5-4 is not a toy. Что переводится как – ВЕРТОЛЕТ НЕ ИГРУШКА!
Не запускайте его вблизи людей, машин, линий электропередач. Кроме того, данный вертолёт рекомендуется пускать в безветренную погоду.

Что надо докупить

Кроме вышеперечисленного, требуются 8 батареек размера АА или 8 аккумуляторов.
В передатчике имеется съемный бокс для установки батареек или аккумуляторов. Однако, правильнее установить сборку из 8 металл - гидридных аккумуляторов, приваренных друг к другу контактной сваркой, с припаянным разъемом и упакованных в термоусадку.
Хотя я, к примеру, просто купил 8 батареек. И ничего, после 10 полетов все в норме.




Неплохо, но не обязательно, докупить запасной аккумулятор, тогда, пока один из них заряжается, вы сможете спокойно летать на другом.

Сборка

Понятие сборка с трудом применима к этой модели. Все уже собранно и установлено.
Единственное, при обнаружении бабочки (не параллельность верхнего и нижнего роторов), требуется подстроить тягу на верхнем роторе. Но это относится скорее к полетным испытаниям. Не описывать же процесс подключения разъема ходового аккумулятора? Скорее надо подробнее остановиться на конструкции модели. Именно они определяют летные качества.

Теория

Немного теории. Теория тут нужна, для того чтобы понять, почему этот вертолет обладает именно такими летными качествами.
Все вертолеты классической схемы обладают несбалансированностью моментов сил.
Если объяснять проще – вертолеты КРАЙНЕ нестабильны в полете. Для сравнения, представьте себе, а лучше попробуйте, что вы держите карандаш на пальце (острием к пальцу карандаш смотрит наверх).
Попробовали? Карандаш стремиться все время упасть, а вы его пытаетесь удержать в равновесии.
Так и с вертолетами. Вертолет классической схемы все время пытается ускользнуть от вас и завалиться в сторону. При этом еще не забывайте про реактивный момент от основного ротора, который компенсируют хвостовым
При всем этом, чем больше модель - тем она стабильнее и, соответственно, наоборот. Именно поэтому учится надо на больших вертолетах. Что автоматически делает непригодным полеты на маленьких вертолетах в условиях небольших помещений.
С вертолетами соосной схемы все значительно проще. Два винта компенсируют моменты друг друга. Моменты сил практически сбалансированы.
Хвостового винта не требуется. Правда есть один минус – конструкция такого вертолета значительно сложнее.
Зато стабильность компенсирует все.
Вернемся к нашему карандашу - теперь хватаем его за грифель и опускаем вниз. Висит себе спокойно. Для того чтобы отклонить его от вертикали требуется приложить некоторое усилие, после чего он возвращается в исходную позицию. Так и с вертолетом сосной схемы.
Нормально оттримированный - он стабилен.
Для того, чтобы придать ему ускорение, требуется удерживать отклоненной ручку направления. Если вы отпускаете ручку, вертолет останавливается. Это надо учитывать, когда вы будете летать на вертолете классической схемы.

Конструкция модели

Как уже писалось раньше, модель выполнена по соосной схеме. Два ротора, вращающиеся в разные стороны.




Нижний ротор имеет классическую схему – автомат перекоса 90 градусов.




Лопасти пластмассовые, из ударопрочного (все в мире относительно) пластика. Приятно, что в отличие от аналогичных вертолетов (к примеру, Lama 2) тяги от рулевых машинок - регулируемые, имеют шаровые наконечники с обеих сторон, что позволяет настраивать тарелку по тангажу или крену без применения триммеров.
Верхний ротор неуправляемый, имеет связь со стабилизирующей штангой через регулируемую тягу.

Именно эта штанга отвечает за самостабилизацию модели в полете.




Машинки -стандартные микромашинки 7.6 гр., (производитель, также Walkera ) установлены в нишах корпуса и жестко зафиксированы.




Значительных люфтов не обнаружено, что положительно сказывается на управляемости.
Корпус внешне напоминает SA 315B Лама. На конце хвостовой балки, выполненной в виде фермы, имеется декоративных хвостовой ротор.




Кабина изготовлена из мягкого прозрачного пластика (напоминающего лексан). Внутри находится управляющая электроника – приемник 3 в 1. Это моноблок, в котором находятся 3 различных устройства:
• собственно 4-х канальный приемник;
• 2 регулятора хода;
• гироскоп.
На боковой поверхности корпуса находятся два подстроечных резистора (один отвечает за чувствительность гироскопа, другой за максимальные расходы рулевых машинок), а также гнездо для кварца и светодиодный индикатор готовности.




Непосредственно рядом с валом основного ротора установлены два электродвигателя (валом вниз). Они входят в зацепление с двумя шестернями, установленными на главном (внешнем и внутреннем) валу. Один двигатель соответственно вращает верхний, другой - нижний ротор. На щетках двигателей напаяны искрогасящие конденсаторы.




Аккумулятор – литий-полимерный, 2-х баночный, емкостью 800 mA. При тестировании компьютерным зарядным устройством батарея взяла 745-760 mA.




Электроника модели не имеет функции отсечки, что собственно и не требуется. Как только модель начинает вяло набирать высоту - сразу на зарядку, дабы не убить аккумуляторы. Напомню, что литий-полимер категорически нельзя разряжать ниже 2.5 вольта на банку. В нашем случае ниже 5 вольт.
Положительный момент для новичков – приемник имеет функцию блокирования выходных команд при отсутствии сигнала с передатчика. Это позволяет включать/выключать приемник и передатчик в любых сочетаниях и последовательности.
Приемник имеет режим FailSafe. Например, если при полете модели неожиданно выключится передатчик, или, скажем, вертолет улетит за пределы его радиуса действия, то он не рухнет камнем вниз, а продолжит полет какое-то время, выполняя последнюю «волю»-команду передатчика, а затем начнет плавно уменьшать обороты двигателей до совершения вынужденной посадки. Если высота была небольшой, то, скорее всего, все обойдется без потерь.
Тут есть еще один нюанс – зарядное устройство. Оно явно не предназначено для заряда литий-полимерных аккумуляторов.




Точнее, заряжать-то можно, но не стоит. Правда, в магазине (где я брал модель под обзор) мне сообщили, что следующая партия вертолетов будет уже комплектоваться продавцом специализированными зарядными устройствами (без изменения цены).

Передатчик

Модель комплектуется 4-х канальным передатчиком.
Передатчик имеет классическую форму, приятную эргономику, удобные ручки управления. Антенна съемная, телескопическая.

Модуляция FM PPM. На передней панели имеются:
• выключатель питания;
• индикатор включения (просто светящаяся панель с декоративным рисунком);
• два 2_х позиционных тумблера (незадействованных в этой модели);
• кнопка тренер-ученик.




С обратной стороны имеем:
• крышка батарейного отсека;
• переключатели реверсов (желательно не трогать, или записать их положения);
• гнездо для сменных кварцев;
• разъем тренер - ученик (используемый также для подключения шнура симулятора).
• разъем для подключения зарядного устройства




Все триммеры механические.
Передатчик оставил довольно приятное впечатление, внешне напоминает передатчики Futaba начальных уровней. Эргономика и качество изготовления на уровне. Надо обратить внимание, что передатчик имеет пониженную мощность выходного сигнала, поэтому не рекомендуется использовать его с моделями, которые летают далеко от пилотов.
Но для пакрфлаеров, которые не отлетают от пилота дальше 50-100 метров, его вполне можно применять. Большим плюсом является наличие симулятора и шнура подключения к компьютеру. При всей стабильности данной модели настоятельно рекомендую начать освоение модели именно с симулятора. Подключение шнура к компьютеру не составляет проблемы, однако прописывать нюансы настройки и обучения не буду. Эта тема заслуживает отдельной статьи. Кстати выяснилось, что передатчик можно запитывать и от зарядного устройства, что позволяет летать и тренироваться на симуляторе не используя батареи.

Полеты и первые впечатления...

Вау. Оно летает. И не падает. Не может быть….. И это называется стабильность?! Его же мотает из стороны в сторону…..




Именно такие первые впечатления. Посадка, дрож-ж-ж в руках прошла, триммеры отрегулированы и выяснилось что таки да – вертолет ОЧЕНЬ СТАБИЛЬНЫЙ.
Это просто я, поначалу, мешал ему летать.
Взлет не составляет проблем. Причем как с рук, так и с пола. Посадка тоже получается штатная – что на стол (стул, шкаф, тумбу), что в руки.




Правда, не советую вам баловаться сразу такими посадками. Наберитесь минимального опыта. Поймите, что вертолет не летает в безвоздушном пространстве, а взаимодействует со всеми предметами.
Особенно при полете на малой высоте. При таком полете проявляется так называемый эффект воздушной подушки. Поэтому если вы слетаете со стола (на небольшой высоте) вертолет как бы теряет поддержку и проваливается вниз. При этом может зацепиться лопастями о край стола. Горизонтальные полеты не составляют труда. Отклоняете ручку в нужном направлении – вертолет послушно летит, возвращаете в нейтраль – вертолет останавливается. Главное не пугаться и не дергаться.
Если понимаете, что вертолет точно ударится обо что-либо, и процесс уже не остановить – сбрасывайте газ в ноль и повреждений будет меньше. Но старайтесь бороться за модель до последнего. И еще - она боится ветра – сдувает ее как лист бумаги.










Выводы.

Плюсы

Готовность к полету
Стабильность модели
Легкость в управлении
Сменные кварцы
Наличие разъема и шнура с симулятором.
Регулируемые тяги
Привлекательный внешний вид

Минусы

Зарядное устройство, не предназначенное для литий-полимерных аккумуляторов.
Не соответствие схемы прототипу.
Невозможность пускать модель в ветреную погоду

Итого

Впечатления в целом положительные. Модель 100% стоит затраченных не нее денег.
Рекомендуется для первоначального обучения новичкам и для поддержания навыков пилотирования. Я, к примеру, отрабатываю на ней осознанное висение носом к себе. Хотя замечу, что ее нельзя сравнивать со спортивным вертолетом. Это тренер или игрушка. Да полезная и зрелищная, но игрушка. И это не плохо!

Модель для обзора предоставлена:

"RC-heli" Ярослав Киселев www.rc-heli.kiev.ua















Архив новостей:

Самальот Фест 3 в Государственном Музее Авиации.
Налетай, подешевело.
Киеве пройдет финал Чемпионата Украины радиоуправляемых моделей в классе «Дрифт»
«HOBBY-U 2013 Christmas» 14-15 декабря.
Фестиваль мужских хобби «Мужские игрушки»
Настоящий праздник моделизма.
АЭРОШОУ РАДИОУПРАВЛЯЕМЫХ САМОЛЕТОВ
Кубок Украины 2011 в классе F-3A
«АЭРОШОК»
Призы весеннего «Кубок Моделки» 8 и 14-15 мая 2011 года
Моделизм украшает нашу жизнь?
8-м фестиваль радио управляемых авиамоделей с электродвигателем «ЭЛЕКТРО-ШОК»
Результаты Весеннего этапа "Кубка Моделки 2010".
Кубок моделки - положение по воздушному бою.
"Кубок Моделки-2010" (весенний этап).
Украинские чемпионы мира по водно-моторному спорту получили награды в Монако.
Журнал Моделист – 5 лет вместе.
Чемпионат Украины по радиоуправляемым моделям.
2 августа 2009 г., завершился чемпионат Украины по радиоуправляемым метательным планерам F3K.
FAI-F3C World Championship, Muncie USA, 2-12 Aug 2009,
Последние публикации






Витрина магазинов


Powered by Valdemar Fishmen