Главная
Авиамодели
Автомодели
Судомодели
Новости События Статьи Обзоры Форум Блоги Фото Клубы Площадки Витрина Ссылки Контакты О НАС



Свежие темы из форума
Загрузка ...

Популярные блоги
Загрузка ...

Наши друзья
iCAR - Виртуальный клуб автолюбителей
Мегаспорт
Научно-популярный журнал Моделіст
магия вязания
Лошади
Потрібна допомога
22:27 17/07/2006

U-Can-Do EP 3D (Надувной Чен-Ду-Хван)

Автор: Дмитрий Старостин
Введение
О прототипе
Характеристики
Что в коробке
Что надо докупить
Сборка
Теория
Конструкция модели
Передатчик
Полеты
Выводы

Введение

Главный вопрос - почему именно такой самолет. Ответов несколько. Я достаточно занятой человек. Свободного времени крайне мало. А летать хочется, и не только на симуляторе. Но часто выезжать на целый день в поле с нормальной взлеткой не получается. Модельная электроника и аккумуляторы шагнули далеко вперед, а благодаря китайским братьям цена значительно упали. Отсюда критерии выбора самолета.


Во-первых - это должна быть электричка небольшого размера. Не должна занимать много места в машине и постоянно жить в багажнике.
Во-вторых – быть неубиенной. Это определяет выбор материал – ЕРР. EPP, для тех, кто не знает, это Экструдированный Полипропилен во вспененном виде. Материал, по ощущениям, напоминает смесь шарикового пенопласта с поролоном.
В-третьих - это должен быть Фан-флай - ну не люблю я пилотажки.

В результате непродолжительных поисков я остановился на Фан-флае производства известной, в модельных кругах, фирмы Great Planes. Фирма солидная, давно и хорошо себя зарекомендовавшая на модельном рынке. Не китайцы какие-то, а чистокровные американцы (ха-ха).

О прототипе

Слово прототип подразумевает большой самолет, который и является прототипом модели. Здесь все не так. Прототипом для U-Can-Do 3D FlightFlex EP является модель U-Can-Do 3D производимая той же Great Planes. Это классический Фан-флай очень популярен среди авиамоделистов (в особенности американских) выпускается в двух вариантах: под .46 и .60 моторы. Лично у меня такого самолета не было, но, по отзывам - отличный Фан-флай. Кстати, в вольном переводе U-Can-Do звучит как Ты-Можеш-Сделать (наверное, что хочешь). Но по произношению очень похоже, например, на "Чен-Ду-Хван". Вот такой лингвистический беспредел.



Характеристики

Размах крыльев: 850мм
Площадь крыла: 24дм2
Вес: 380-400гр
Длинна: 925мм
Мотор: 280 мотор с редуктором 5:1

Что в коробке

В коробке обнаруживается аккуратно упакованные в кулечки части самолета:




• Крыло;
• Фюзеляж;
• рулевые поверхности;
• капот мотора;
• кулечек с мелочевкой;
• пропеллер и редуктор;
• инструкция, на английском языке.




Мерзкий пенопласт, окрашенный красной и синей краской, довольно приятная фурнитура. Оказалось что все в точности наоборот, но об этом дальше.




Крыло наборное. Т.е. нервюры лонжерон и обшивка все сделано из ЕРР, что положительно сказывается на его весе. При этом отсутствуют какие-то жесткие конструктивные элементы. Фюзеляж условно объемный, Изготовлен из двух листов ЕРР с вставками в виде шпангоутов из того же материала. Единственная жесткая часть фюзеляжа, это моторама. Все рулевые поверхности, для обеспечения жесткости, ламинированы пленкой. В результате получается относительно жесткая и практически не убиваемая конструкция с экстремально малым весом.
Инструкция очень подробная с четкими иллюстрациями. Есть много советов по сборке, настройке и полетам. Традиционное напоминание, что это не игрушка, и где не стоит ее запускать.


Что надо докупить

Докупить надо:
• 3-х фазный мотор, в моем случае инраннер TowerPro (штатный подарить пионэрам)
• регулятор для 3_х фазного мотора на 30А
• 4 микромашинки, в моем случае GWS Napo Pro
• 2 серво удлинителя 6 дюймов
• 2 серво удлинителя 12 дюймов
• Литий полимерный аккумулятор 1500 мАч

Сборка

Самая ответственная часть. От того, как вы соберете самолет, напрямую зависит то, как он будет летать. Для сборки мы использовали:
1. Разметочная плита - 1шт.
2. Рейсмус (для тех, что не знает, это такой измерительный прибор, напоминающий штангенциркуль) – 1 шт.
3. Линейка – 1 шт.
4. Подкладочки под крылья, грузики и т.д. – несколько шт.
5. Клеящий термо пистолет – 1 шт.

Сразу оговорюсь – сборка этой модели, в виду конструкционных особенностей, не для новичков. Уж очень оно все резиновое.






Первое, на что надо обратить внимание, это на то, что в отличие от рекомендаций инструкции, крыло надо вклеивать в первую очередь. Ибо откорректировать положение крыла относительно уже вклеенного стабилизатора, вряд ли получится. А вот наоборот – значительно проще. При вклейке крыла обратите внимание на возможную деформацию фюзеляжа. Ее надо избегать, и, как на фотографии, делать не надо.

Выставляем крыло в фюзеляже, контролируем геометрию (правое плечо равно левому), и контролируем угол установки крыла относительно фюзеляжа. Впрочем, в инструкции все подробно описано и нарисовано. Используя термо - пистолет, вклеиваем крыло. Хитростей и нюансов тут практически нет. Инструкция рекомендует немного подплавлять материал крыла и фюзеляжа для обеспечения более прочного клеевого шва. Тут главное не переусердствовать и контролировать температуру пистолета.




При помощи прокладок (из подручных материалов) добиваемся, параллельности крыла и плиты. Контролируем процесс при помощи рейсмуса. Важно не сильно пригружать крыло, дабы не возникало деформаций.

Устанавливаем стабилизатор и контролируем геометрию. Пытаемся вклеить максимально ровно. Тут важно не насиловать стабилизатор, чтобы после вклеивания его не вернуло назад.








Затем вклеиваем элероны. Тут все просто.
Вставляем петли в пазы в элеронах, петлю отгибаем в сторону, впрыскиваем клей, прижимаем пальцами. Затем отгибаем в другую сторону и наносим клей, опять прижимаем пальцами. Петля вклеена. И так 4 раза на каждый элерон. Затем элероны аналогичным способом вклеиваем в крыло. Кстати, руль поворота вклеен уже на заводе, почему так – мне не ведомо.




Вклеиваем руль высоты. Осью для рулей высоты является карбоновая, я на это надеюсь, трубка диаметром 3 мм. В стабилизаторе имеется полукруглая канавка, в которую и наносится клей. Затем быстро прижимаем стабилизатор к трубке.




Для того чтобы обеспечить параллельность я зажал стабилизатор и руль высоты двумя реечками (деревянными вилками в моем случае) и после этого вклеивал вторую половинку.

Начинаем устанавливать рульмашинки и крепить фурнитуру. С установкой рульмашинок проблем не возникло. Немного подрезать и они стали на свое место. Не забиваем естественно про удлинители. А также не забываем, фиксировать удлинители кабеля рульмашинок, ну хотя бы скотчем.






А теперь фурнитура. Как ни странно, но к виду пенопласта я быстро привык, а вот выглядящая прилично фурнитура оказалась полным….вырезано цензурой….
Тяги оказались не углем, а стеклом, покрашенным под уголь. Наконечники ломались от небольшого усилия, при этом, ни в какую не желая вставляться в отверстия качалок (отверстие в качалке 2.0 мм, а диаметр наконечника 2.2 мм), создавая на машинках дополнительную нагрузку. Качалки подходили только к машинкам Futaba. В общем, все, кроме качалок в мусор. Качалки переворачиваем и фиксируем дополнительным саморезом относительно штатных качалок. Ничего сложного, но немного напрягает. Кабанчики несколько хлипкие, но видимо, выполнены в общей концепции. Вклеиваются они элементарно, и останавливаться на этом подробно не имеет смысла.

Все тяги заменены проволокой 1.5 мм с шариковыми наконечниками, от вертолета Trex 450. Преимуществ масса – малый вес, большая жесткость, отсутствие люфтов, легкость хода. А с учетом больших рулевых поверхностей это большой плюс. Я вообще сомневаюсь, что с той фурнитурой, которая была в комплекте, могло выйти что-то путное. Кстати, если это не видно на фотографии все рулевые поверхности ламинированы пленкой с двух сторон. Это сделано для обеспечения жесткости рулевых поверхностей.




Установка мотора не вызывает проблем. Редуктор с мотором крепится на деревянную мотораму. Установить неправильно нет никакой возможности. После прокладки проводов, через специальное отверстие, мотор закрывается сверху капотом из ЕРР. Это сделано, скорее, из эстетических соображений. По инструкции требуется удлинить провода от регулятора, у меня получилось подключить и так. Очень понравилось остроумное решение доступа в батарейный отсек. Отсек закрывается на обычную застежку молнию. Из-за этого многие называют этот самолет Zippe-ром или кошельком.




Я его назвал бы скорее – «надувной Чен-Ду-Хван», учитывая его китайское, в общем, происхождение. Ведь вы же не верите, что модели до сих пор делают в Америке. Загадочно и созвучно оригиналу.




Настройка расходов. Тут все просто, в инструкции даны расходы основные и двойные. Все сделано по инструкции. Единственно, что смущает – предлагается использовать дифференциал на элеронах (если кто не знает - это большее отклонение элерона вверх, чем вниз). И это на Фане! Который должен одинаково летать в обоих положениях. Для облегчения настроек я нарисовал на листе углы всех элементов управления и устанавливал по ним.





Полетные испытания

Тут началось самое интересное. Модель была готова за 2 дня до анонсированных соревнований «Электро-Шок», которые должны были проходить на обычном стадионе. Т.е не хотелось облетывать модель в условиях ограниченного пространства и стечения народа. Я договорился с организаторами совершить пару полетов за день-два до соревнований. Не тут – то было. Времени не оказалось, и облет пришлось перенести на утро, в день соревнований.




Итак, я на стадионе. Слабенький ветерок 1-2 метра в секунду. Акки заряжены, реверсы проверены, двойные расходы включены. Прошу товарища выпустить модель. Газ на максимум – и о чудо, оно летит, притом летит как по рельсам.




Делаю пару кругов – триммировать не надо. Трактор, да и только. Но пардон, мне трактор не нужен, мне нужен Фан. А ну-ка, петельку другую, бочечку – все получается нормально и четко, уверенный пилотаж в пол газа. А висение получается стабильное. На малых скоростях тенденции к сваливанию не наблюдается. И это все в первом полете. Так-с, выключаем двойные расходы, самолет становится явно резче, но полет совершенно комфортный. Сказывается 30% экспоненты. Плавно заходим на посадку и плюхаемся на живот недалеко от себя. А в восторге. Потом мною было совершено еще пару полетов и пришел черед воздушного боя. На самолеты повесили 5 метровые ленточки и в полет. И тут на вираже самолету явно не хватило тяги и он в пол газа, градусов под 45 встречается с землей. Первая мысль – ну вот и отлеталась птичка. А жаль, все было так хорошо. Подхожу – модель внешне целая, только пропеллер потерял одну лопасть. Да обнаружилась трещина на обшивке, которую незамедлительно заклеили циакрином. Редуктор оказался забит землей, но не пострадал. В нем то и была проблема. Одна из комплекта ведущих шестеренок (на 10 зубов) оказалась прослаблена, и я решил, пролудив припоем вал, её запрессовать. Вот она – то и была сорвана и, прокручиваясь на валу, не обеспечивала достаточного момента. Отсюда вывод – ставьте оутраннер или ищите нормальный редуктор (шестеренки). Авиамодели не прощают небрежностей. Ремонт не занял много времени, и я снова в полете…






Выводы

Плюсы:

Малое время сборки;
Неубиваемость модели;
Стабильность и легкость в управлении;

Минусы:

Отвратительная фурнитура;
Ограничения на используемые рулевые машинки;
Относительно высокая цена;

Выводы:

Покупка оправдала себя на все 100%. Модель может быть идеальным тренером. С одной стороны при зажатых расходах и учетом особенностей конструкции она может быть учебной партой новичка, которая может многое прощать. С другой стороны, при полных расходах и задней центровке, он превращается в тренера для отработки 3Д пилотажа.

Отдельное спасибо нашему бессменному редактору Сергею Агафонову (Львович) и текстовому процессору MS World, которые, не дали мне погрязнуть в дебрях словооборотов, и сложно сочиненных предложений.

Как всегда ждем обсуждения статьи в форуме.

Модель под обзор предоставил магазин «Китайский Летчик»
















Архив новостей:

Самальот Фест 3 в Государственном Музее Авиации.
Налетай, подешевело.
Киеве пройдет финал Чемпионата Украины радиоуправляемых моделей в классе «Дрифт»
«HOBBY-U 2013 Christmas» 14-15 декабря.
Фестиваль мужских хобби «Мужские игрушки»
Настоящий праздник моделизма.
АЭРОШОУ РАДИОУПРАВЛЯЕМЫХ САМОЛЕТОВ
Кубок Украины 2011 в классе F-3A
«АЭРОШОК»
Призы весеннего «Кубок Моделки» 8 и 14-15 мая 2011 года
Моделизм украшает нашу жизнь?
8-м фестиваль радио управляемых авиамоделей с электродвигателем «ЭЛЕКТРО-ШОК»
Результаты Весеннего этапа "Кубка Моделки 2010".
Кубок моделки - положение по воздушному бою.
"Кубок Моделки-2010" (весенний этап).
Украинские чемпионы мира по водно-моторному спорту получили награды в Монако.
Журнал Моделист – 5 лет вместе.
Чемпионат Украины по радиоуправляемым моделям.
2 августа 2009 г., завершился чемпионат Украины по радиоуправляемым метательным планерам F3K.
FAI-F3C World Championship, Muncie USA, 2-12 Aug 2009,
Последние публикации






Витрина магазинов


Powered by Valdemar Fishmen