Настройка управления
Кривые шага-газа
Первый запуск
Первый полет T-Rex
Радиопомехи и проблемы дальности
Практика
Проверка безопасности
И так, у вас появился новый T-Rex? Вы следовали инструкции по сборке? Вы построили вашу модель и установили радиооборудование? А что Вы скажите по поводу настройки и полета этого всего? Руководство хорошо для постройки, но не рассказывает, как летает модель. Эта статья предназначена, для того чтобы помочь Вам, разобраться с радиооборудованием (если Вы плохо с ним знакомы) и управлением вертолетом. И может даже помочь Вам набраться немного опыта. В других статьях я расскажу про высший и 3_д пилотаж.
Пожалуйста, обратите внимание, что там, где я использовал технические термины, я объяснил их в Глоссарии
Пару слов о симуляторах
Управлять радио вертолетами - не легко, и каждый хороший пилот, которого я знаю, использовал и рекомендует симуляторы для использования новичками. Я не буду рассказывать о них подробно, однако замечу, что ваше обучение будет значительно более легким и главное дешевым, если вы сначала будите тренироваться на симуляторе.
Настройка управления
Для начала напомню, что в инструкции описана настройка, использующая Mode 1 передатчика. Если у Вас Mode 2 то некоторые функции могут находиться ну других ручках управления. Подробнее об этом позже. Если Вы уже полностью собрали Ваш вертолет, то проверять это уже поздно, так как приемник, спидконтроллер, мотор и гироскоп уже установлены на модель. Поэтому хорошей идеей будет проверить соответствие функциям и правильность их работы до окончания монтажа. Конечно, передатчик может быть настроен и после окончательной сборки, но напоминаю, что двигатель очень мощный, и Вы можете столкнуться с большими проблемами, если он будет подключен неправильно. Очень важно помнить, что ВСЕГДА надо включать СНАЧАЛА передатчик, а затем питание приемника, и ВСЕГДА, пи включении, ручка газа должна находиться в положении минимального газа. Это Соблюдение этих правил не даст сервоприводам перемещаться в крайние положения и гарантирует то, что спидконтроллер будет находиться в режиме минимального газа. И при подключение аккумуляторов Вы не обнаружите, что мотор работает на максимальных оборотах. Та же важно помнить, что некоторые электромоторы могут без нагрузки работать на запредельных для них оборотах. Поэтому не забудьте прочесть инструкцию по эксплуатации и тестируйте их на минимально доступных оборотах. Запустите электромотор на максимальные обороты без нагрузки – он может выйти из строя.
Проверка соответствия настроек.
Спидконтроллер может представлять опасность, если он подключен неправильно. Поэтому прежде чем подключать спидконтроллер к приемнику я подключаю серво к каналу газа и проверяю правильность работы с передатчиком. Таким образом, я проверяю правильность подключения спидконтроллера. Если в Вашем передатчике имеется функция удержания газа, вы можете проверить правильность ее работы при подключенном тестовом серво. Удостоверьтесь, что когда функция удержания газа активна, тестовое серво находится в крайнем положении и не реагирует на перемещение ручки газа. Эта функция обеспечивает дополнительную безопасность, так как если модель не летит невозможно самопроизвольное включение мотора, в случае если Вы случайно задели ручку газа. На этом этапе, Вы не можете определить соответствие малого и большого газа, потому что Вы все еще не определили, в каком направлении работает сидконтроллер. Возможно, Вам придется реверсировать канал газа, чтобы настроить работу газа правильно. При этом сверяйтесь с инструкцией спидконтроллера. Обычно, при включении спидконтроллер издает специфический звук, и эти звуки разнятся для малого и большого газа. Различные спидконтроллеры имеют разные установки, поэтому тщательно следуйте указаниям инструкции по эксплуатации. Не забывайте, что эти маленькие моторы очень мощные и могут быть опасны. Спидконтроллер, наверное, самая сложная для понимания настроек деталь вертолета, так как визуально не видно процессов в нем происходящих. В любом случае, если у Вас возникли сомнения, обратитесь к Вашему дилеру за дополнительной информацией.
Предположим, Вы следовали инструкции по настройке спидконтроллера, теперь посмотрим на назначение каналов. Удостоверьтесь, что серво подключены в соответствующие каналы. У различных производителей каналы разняться между собой. К примеру, назначение каналов по умолчанию у Futaba и JR приемников следующие:
Назначение каналов | ||
Функция | Futaba | JR |
Элероны | 1 | 2 |
Высота | 2 | 3 |
Газ | 3 | 1 |
Руль (Хвост) | 4 | 4 |
Чувствительность гиро | 5 | 5 (Gear) or 7 (Aux 2) |
Шаг | 6 | 6 (Aux 1) |
При отключенном двигателе, проверьте управление и добейтесь правильного подключения каналов. Если у Вас гироскоп с каналом чувствительности вы можете настроить передатчик, включив в канал чувствительности серво, убедитесь, что все работает правильно (как мы ранее поступали с каналом газа). И не забывайте читать руководство к Вашей аппаратуре.
Настройка механики
Перед тем как приступить к боле детальной настройке радио мы должны удостовериться, что механическая часть настроена правильно. Правильная настройка механики делает потом общие настройки легче. Смотрите в разделе ’Parts and Equipment Assembly Illustration’ в руководстве по сборке. Удостоверьтесь что, Ваша модель настроена точно так же как на этом рисунке. Единственное что Вы не сможете видеть на этом рисунке это серко коллективного шага, так как оно находиться с правой стороны модели. Удостоверьтесь, что когда это серво находится в нейтральном положении, качалка серво расположена строго горизонтально, при этом конец рычага коллективного шага находится в ну левом положении как показано на рисунке внизу....
Обратите внимание, что когда рычаг коллективного шага находится в этой точке, лопасти должны быть горизонтальны (с нулевым шагом).
Кривые газа и шага
Далее мы должны настроить кривые газа шага. Я хотел бы по подробнее разъяснить зачем нужны эти кривые в Вашем передатчике.
Вы должны четко понимать, что на самом деле ручка газа управляет двумя функциями: шагом и газом. Если бы отношения между двумя этими параметрами были бы линейными (шаг изменяется, так же как и газ), то Вы могли бы не тратить деньги, покупая компьютерное радио. Но можно предположить, что зависимость более сложная. Фактически для любого положения ручки газа мы можем запрограммировать нужную нам величину шага и газа совершенно независимо.
Зачем это нам нужно?
В идеальной ситуации, нам нужно добиться, что бы во всех режимах полета обороты основного ротора были постоянными. Вы можете подумать, что для этого требуется задать нужный нам газ двигателя (не путать с оборотами). Однако если мы захотим поднять наш вертолет выше мы должны увеличить шаг лопастей основного ротора. Увеличение шага лопастей заставит вертолет подниматься (так как лопасти вырабатывают больше подъемной силы), уменьшение - опускаться. Однако когда Вы измените шаг (более правильно коллективный шаг) нагрузка на мотор изменится. И если бы мы пробовали летать с зафиксированным газом, то при увеличении коллективного шага обороты главного ротора уменьшаться. Если обороты главного ротора упадут ниже определенного предела, Вы потеряете контроль над моделью с неприятными последствиями. Это означает, что мы должны увеличить газ, когда мы увеличиваем шаг, но только на определенную величину, при которой обороты главного ротора останутся стабильными. Это не так легко как кажется и требует тонкой настройки. Хорошая новость заключается в том, что производители Вашего T-Rex провели тесты вертолета и выяснили установки, которые можно использовать как отправную точку при настройках. Используя эти параметры, мы сможем получить для любого нужного нам шага правильные настройки газа.
Зависимость между положением ручки газа и значениями газа и шага называются «кривыми». Дешевые передатчики имеют в своей программе кривые шага газа с тремя точками редактирования. Это означает, что при программировании передатчика вы сможете настроить параметры шага газа только для трех позиций ручки газа – низкий газ, средний и полный (передатчик будет сам просчитывать промежуточные значение, чтобы получить плавную кривую). Более дорогие передатчики имеют 5, 7, 13 и даже 17-и точечные кривые, а топ модели позволяют рисовать непрерывные сглаженные кривые. Все это позволяет пилоту настраивать вертолет с высокой точностью, но пусть Вас это не тревожит, пока вы не соберетесь участвовать в чемпионате мира!
Для наших целей вполне достаточно 3-х точечной кривой, однако 5-точечная кривая лучше и описывается производителем в инструкции. В инструкции в разделе ’Final Pre-Flight Adjustments’ с левой стороны мы видим параметры кривых шага и газа в режиме висения...
Газ | Шаг | |
5 | 100% максимальные обороты | +9°~+11° |
4 | 85% | |
3 | 65% средние обороты | +6°~+7° |
2 | 30% | |
1 | 0% низкие обороты | 0° |
Хорошая новость заключается в том, что это единственные кривые, о которых стоит беспокоиться новичку.
Говоря проще, все данные находятся в таблице снизу...
Если вы перемещаете ручку газа... | ...газ устанавливается.. | ..и шаг устанавливается в... |
в максимальную позицию | полный газ | примерно +10 градусов |
положение 3/4 | 85% газа | примерно + 8 градусов |
центральную позицию | 65% газа | примерно +6 градусов |
положение 1/4 | 30% газа | примерно +4 градуса |
в минимальную позицию | выключено | 0 градусов (лопасти расположены горизонтально) |
Я предлагаю эту таблицу, потому что инструкция не дает все параметры.
Если ваш передатчик имеет программу только с 3-х точечной кривой, просто проигнорируйте позиции 1/4 и 3/4. Для режима висения этих параметров вполне достаточно, при этом кривые могут быть не сложными.
В конце я должен сказать о говернерах governors. Если у вас бесколлекторный двигатель, то Ваш спидконтроллер может иметь режим говернера ’governor mode’ или подобный. Эта функция позволяет определять, при помощи электроники, обороты главного ротора, а не использовать кривую газа. Это немного напоминает круиз контроль в автомобиле. Обратитесь к инструкции вашего спидконтроллера чтобы, настроить режим говернера. После этого вы можете не волноваться по поводу настройки кривой газа при различных значениях шага. Обороты главного ротора останутся правильными. Вместо этого, в зависимости от вашего спидконтроллера, Instead, вы будите использовать кривую газа только для определения нужных оборотов головного ротора, и это будет выглядеть примерно так…
Кривая газа для говернера в Futaba T9ZHP
У T-Rex обороты основного ротора примерно 2,200 оборотов в минуту.
Настройка передатчика
Обычно настройка передатчика – область, которая особенна, трудна для новичков. Компьютерные передатчики обычно сложны в настройках. Настройки могут быть выполнены несколькими разными путями, а инструкции написаны с учетом присутствия изначального опыта. Я попытаюсь донести до Вас основные логические принципы правильной настройки передатчика Вашего вертолета.
операция | Настраиваемая функция | Что требуется | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Реверс серво | Проверьте первых 6 каналов вашего передатчика, и удостоверись, что серво работают в нужном направлении (смотри тест управления ниже). Если вы читали текст выше, то уже должны были настроить канал спидконтроллера. Для корректной установки направления канала чувствительности гироскопа вам потребуется инструкция производителя. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Установка центров | При включенном передатчике с выставленными по центру ручками управления и триммерами удостоверьтесь, что все качалки всех сервоприводы находятся правильной позиции и все устройства управляемые или тоже находятся в корректной позиции. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | ATV ( также известная как End Point Adjust, EPA, Travel Volume or EPoint) | Подвигайте всеми ручками управления и убедитесь, что контролируемые органы движутся корректно в обоих направлениях. Функция ATV позволяет настраивать степень перемещения органов управления относительно центральной позиции. Значение 100% означает, что устройство переместиться на 100% в обе стороны . Значение 110% что устройство переместится еще больше, а 90% - меньше . Установите ваш ATV так, чтобы контроль был полным, но без упора. Для установки ATV для одного направления, скорее всего вам надо переместить ручку управления в нужную сторону. Или выбрать в меню нужное направление для настройки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Чувствительность гироскопа | Вы должны прочесть инструкцию по эксплуатации вашего передатчика для того , чтобы понять, как настроить канал чувствительности . Обычно это просто настраивается при помощи значения ATV 5_го канала ( the ’ Gear ’ channel with JR transmitters ). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Кривая шага | В зависимости от количества контрольных точек на кривой шага вашего передатчика установите значение точек (в процентах) следующим образом:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Кривая газа | В зависимости от количества контрольных точек на кривой газа вашего передатчика установите значение точек (в процентах) следующим образом:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Revo Mixing | Эта функция используется для изменения позиции сервомотора хвоста в зависимости от величины газа. Однако это функция используется только с гироскопами старых систем. Современные гироскопы не используют ее. Читайте инструкцию по эксплуатации гироскопа для более подробной информации. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Режим безопасности ( Fail Safe ) | Маловероятно, что на T - Rex у вас будет стоять приемник с модуляцией PCM , однако если это так воспользуйтесь инструкций по эксплуатации передатчика для настройки этой функции. Настройка газа должны быть на «минимум» чтобы гарантировать выключение мотора в случае потери радиоконтакта с вертолетом. |
Если Вы неуверенны в своих действиях, возможно лучший способ для начала удостовериться, что Вы используете новую модель вертолета в активной памяти передатчика. Вы должны прочесть инструкцию, чтобы найти, как сбросить все настройки в текущей модели, такая функция называется ’Reset’. Вы должны обнулить(в памяти передатчика) модель которую вы будете использовать. Если передатчик используется для управления другими моделями, будьте осторожны и не сотрите их данные в памяти передатчика. Удостоверьтесь что вы используете тип программы вертолета без CCPM смешения. Удостоверись, что тип модуляции приемника и передатчика совпадают, т.е PPM или PCM в зависимости от типа используемого приемника.
А теперь несколько простых указаний по поводу настройки. Трудно сделать это, подробно не написав большую книгу, поэтому я постараюсь быть кратким. Перед началом удостоверись, что ваш мотор полностью отключен.
Я думаю, Вы сразу зададите вопрос «почему кривая шага начинается сразу с 50%?». Это потому что Вы как начинающий будете использовать только половину диапазона коллективного шага, т.е. от 0 до +11. В последствии с приходом опыта Вы будите использовать весь диапазон шага -11 до +11.
Отрицательный шаг дает отрицательную тягу, это используется при перевернутом полете или, к примеру, в верхней части мертвой петли. Подробнее об этом в статье посвященной высшему пилотажу и 3_Д.
Первый запуск
Хорошо, теперь Вы собрались запускать ваш замечательный вертолет. Для начала неплохо попробовать запустить его со снятыми лопастями основного и хвостового ротора. Далее то, что требуется проверить...
Проверьте, чтобы батарея передатчика полностью заряжена и бортовая батарея установлена на вертолет (но не подключена).
Если Вы не опытный пилот установите тренировочное шасси.
Всегда проверяйте (если в радиусе 3-4 километров находятся другие пилоты) что каналы вашей радиоаппаратуры не совпадают. Это требования безопасности полетов. Можно использовать сканер частот (обычно бывают в авиамодельных клубах).
Включите питание вашего передатчика и проверьте напряжение питания.
Придерживая рукой, держатели лопастей, подключите батарею вертолета. Если Ваш спидконтроллер имеет отдельный выключатель, включите его.
Подождите пока гиро и спидконтроллер инициализируются. Не перемещайте вертолет в это время.
Я теперь я рассмотрю все средства управления и опишу, что при этом происходит на вертолете (если у вас передатчик Mode 2). Это более распространенный тип, однако, если ваш передатчик Mode 1 (такие настройки описаны в инструкции) тогда ручка газ шаг находится с правой стороны, а ручка тангажа с левой. Подобнее, о «модах» передатчика, можно прочесть здесь.
Внимание! Перед началом испытаний убедитесь что ’Idle Up’ или ’Stunt’ режимы вашего передатчика выключены или запрещены! Перед началом полетов, должно войти в привычку проверять, находятся ли переключатели режимов в стартовой позиции.
Если все испытания прошли удачно – вертолет настроен правильно. Вы готовы лететь! Правда пока только в теории.
Проверка дальности
Очень важно проверить дальность управления перед тем как пробовать лететь. Прежде всего, отсоедините двигатель. Вы должны прочесть инструкцию , но обычно хватает просто отойти примерно на 25 метров с полностью задвинутой антенной и при этом не обнаружить появление помех. Британская Модельная Ассоциация рекомендует отойти с полностью убранной антенной на 50 метров. Однако эта проверка нужна скорее для приемников разработанных для маленьких электрических моделей. В нашем случае 50 метров это даже много.
Первые полеты на T-Rex
Микро вертолеты чувствительны даже к слабому ветру и поэтому неплохо было бы первые полеты совершать в безветрие, или если у вас есть такая возможность в большом спортивном зале. Отсоедините ходовую батарею, и проверьте, свободно ли вращаются основные и хвостовые лопасти. Проверьте, в нужную ли сторону они установлены!
Еще полезный совет. Какую бы ходовую батарею Вы не использовали, удостоверьтесь, что ее контакты физически не могут быть случайно замкнуты. Один из вариантов, когда вы не используете батарею надевать на клеммы кусочки силиконовых топливных шлангов.
Лопасти не должны быть сильно зажаты или слишком свободны в держателях. Основные лопасти зажмите до такого предела, чтобы они удерживались на месте под своим весом, если вертолет положить набок. Хвостовые лопасти должны быть затянуты настолько, чтобы проворачиваться под своим весом, когда Вы медленно вращаете ротор.
Теперь мы готовы к первым стартам. Не забудьте сначала включить передатчик и убедиться, что ручка газа находится на минимальном газу, и все переключатели находятся в стартовой позиции. Затем подключите ходовую батарею (вертолет должен стоять на земле). Если ваш спидконтроллер имеет выключатель питания включите его. Не перемещайте вертолет пока спидконтроллер и гироскоп не про инициализируются. Затем…
1. Активируйте функцию удержания газа.
2. Поставьте вертолет на открытую площадку и отойдите от него на расстояние 3 метра.
3. Проверьте все системы управления
4. Удостоверьтесь, что ручка газа находиться в положении малого газа и отключите функцию удержания газа.
5. ПЛАВНО добавьте газ. Двигатель должен запуститься (возможно, даже более внезапно, чем вы ожидаете), Главные лопасти должны начать вращаться по часовой стрелке (если смотреть сверху) и хвостовые лопасти тоже должны вращаться. Причем верхняя лопасть должна как бы двигаться в сторону носа вертолета. Постепенно плавно добавляйте газ и наблюдайте за основными лопастями. Не пытайтесь сразу взлететь. Задайте себе следующие вопросы…
• Диск ротора наклонен, в каком то определенном направлении? Если он заметно наклонен вправо или влево, тримируйте канал элеронов. Если он заметно наклонен вперед или назад оттримируйте канал тангажа. Если это не помогает, удостоверьтесь что тарелка автомата перекоса расположена горизонтально.
• Вертолет сильно вибрирует? Если это так остановите мотор, включите удержание газа и проверьте, не слишком ли затянуты главные лопасти и правильно ли они установлены (в нужном направлении) и не сильно ли отличаются траектории лопастей друг от друга. Если это не помогает тогда, скорее всего, ваши лопасти несбалансированны. О балансировке и траекториях лопастей вы можете прочесть в разделе ’Main Rotor Adjustment’ сборочной инструкции. Так же проверьте балансировку сертолопаток и сервоштанги. Сервопотки должны находиться на одном расстоянии от оси вращения.
• Хвост работает правильно? С работающими на средних оборотах основными лопастями проверьте перемещение ручки управления хвостом с лева на право. Вы должны видеть, что хвост перемещается справа налево. Чтобы было ясно, когда вы перемещаете ручку руля поворота на лево, нос вертолета должен повернуть налево.
6. Продолжайте увеличивать газ и проверяйте управление. Так как при этом вы разгружаете вертолет и снимаете вес с шасси. Если при этом вертолет начнет вращаться сбросьте газ и отсоедините батарею. Вероятная причина этого направление действия гироскопа (вместо того чтобы останавливать малейшие перемещения, гироскоп увеличивает их). Прочтите инструкцию гироскопа и настройте его (вероятнее всего надо включить реверс).
Если все хорошо и Вы продолжаете увеличивать шаг, то вы, скорее всего, должны оказаться в воздухе.
Советы по управлению маленькими электро вертолетами.
Я уже упоминал, что симуляторы превосходный способ научиться управлять радио вертолетом. И если Вы последовали моему совету Вы обнаружите, что после этого, учиться летать в реале значительно проще.
Вот несколько примеров облегчающих вашу дальнейшую учебу...
• Сконцентрируйтесь на удержании хвоста (хвост должен быть направлен к вам). В этом положении хвоста управлять вертолетом наиболее просто.
• Постарайтесь удерживать вертолет очень близко к земле пока вы не станете более уверенным в управлении.
• Если ваш вертолет накренился вправо или влево, а вы не уверенны в том что сможете исправить это, немедленно садитесь (быстро но мягко). Когда вертолет находится на земле вертолет не сможет накрениться, и вы можете не торопиться.
• Убедитесь что вертолет оттримирован...
o Если вертолет продолжает вращаться (отклоняться от курса) в одну сторону, посадите модель и настройте (оттримируйте) канал хвоста в передатчике.
o Если вертолет перемещается в одну из сторон, откорректируйте перемещение триммером канала элеронов.
o Если вертолет перемещается вперед или назад, корректируйте перемещение триммером канала тангажа вашего передатчика.
o Продолжайте тримировать до тех пор, пока вертолет будет висеть стабильно, насколько это возможно.
• Если хвостовая балка быстро раскачивается из стороны в сторону уменьшите чувствительность гироскопа. Если хвост медленно блуждает, то увеличьте чувствительность. Вы должны найти баланс между слишком высокой и слишком низкой чувствительностью гироскопа. Если вы не можете добиться баланса, причиной этого может быть одно из двух – или у вас большие люфты в системе управления шагом хвоста, или ваша хвостовая серво слишком медленная. Другая проблема, возникающая с гироскопом – излишняя вибрация хвостового или основного ротора.
• Если вы замечаете что для удержания вертолета в воздухе вам надо все больше добавлять газ, значит ваша ходовая батарея почти разряжена. Сажайте вертолет, и после того как батарея остынет, зарядите ее.
Радио помехи и проблемы с дальностью
Несколько слов о радиопомехах – частой проблеме маленьких електромоделей. Микро или мини приемники, которые обычно используются на электромоделях, не обладают столь же высокими характеристиками, как их большие братья, и должны бать проверенны особенно тщательно.
Регулярно проверяйте дальность вашего оборудования.
Проверьте надежно ли установлен кварц в вашем приемнике.
Антенна приемника должна быть расположена максимально далеко от прочих электрических устройств, особенно это касается мотора и спидконтроллера.
Будьте очень осторожны с кварцами приемника и передатчика – они очень чувствительны к механическим воздействиям, не трясите и не роняйте их.
По возможности используйте приемники двойного преобразования.
Причины которые могут привести к появлению радиопомех:
Неполный контакт метал-метал на вертолете
Неправильно расположенная антенна приемника
Поврежденное или бракованное радиооборудование
Находящиеся недалеко от места запуска линии высоковольтных передач или микроволновые передатчики.
Помехи от плохо настроенных коллекторных двигателей
Большие металлические объекты типа заданий, заборов, ворот. Даже захороненные в земле металлические объекты могут являться источником помех.
Дефектные или поврежденные кварцы в приемнике или передатчике.
Помехи от мобильных телефонов.
Если вы не смогли избавиться от помех, возможно, вам стоит задуматься о приобретении нового приемника. Вам могли бы подойти такие 35MHz приемники двойного преобразования как: Hitec Electron 6 (17g) или Futaba R147F (26g). Они больше и тяжелее обычных микроприемников, однако, могут дать лучшие результаты.
Тонкая настройка
Теперь, когда вы подняли вертолет в воздух, мы должны удостовериться, что кривые газа и шага настроены правильно и полет осуществляется с нужной скоростью вращения главного ротора.
Вы должны висеть с ручкой газа находящейся примерно в среднем положении, и скорость вращения главного ротора должны быть примерно 2,200 оборотов в минуту. Если это не так, то вы должны подстроить кривые газа и шага. Для упрощения регулировок я составил таблицу настроек…
Примечание: Если вы используете спидконтроллер с активированной функцией говернера, то вы должны рассматривать только пункты таблицы, отмеченные подчеркиванием, остальные пункты можно игнорировать.
Если скорость вращения ... | ..и вы висите... | …измените центральную точку кривой газа... | ... измените центральную точку кривой шага... |
слишком низкая | в среднем положении ручки газа | вверх | вниз |
примерно нормальные | в среднем положении ручки газа | - | - |
слишком высокая | в среднем положении ручки газа | вниз | вверх |
слишком низкая | немного выше середины хода ручки газа | вверх | - |
примерно нормальная | немного выше середины хода ручки газа | - | вверх |
слишком высокая | немного выше середины хода ручки газа | вниз | вверх |
слишком низкая | немного ниже середины хода ручки газа | вверх | вниз |
примерно нормальная | немного ниже середины хода ручки газа | - | вниз |
слишком высокая | немного ниже середины хода ручки газа | - | вверх |
Продолжайте настраивать параметры кривых шага и газа пока вы не будете уверенны в правильных настройках.
К сожалению единственный реально эффективный способ узнать обороты главного ротора в полете, это использовать оптический тахометр. Это небольшой прибор с отверстием в корпусе, через которое вы смотрите на ротор вертолета. Работа прибора основана на стробоскопическом эффекте. Вы подстраиваете прибор, и когда вам кажется, что лопасти вертолета как бы остановились, считываете с индикатора реальные обороты ротора.
Оптический тахометр |
Практика
Вот несколько практических заданий для вас. Возможно, они покажутся вам ненужной рутиной, однако позволят сконцентрироваться на специфических упражнениях и помогут управлять вертолетом более дисциплинированно и точно.
Управляйте вертолетом максимально точно. Запомните, не модель должна решать, куда ей лететь, а Вы должны управлять ею.
1. Зависните на высоте больше 0ю5 метра и зафиксируйте модель на месте в течение 30 секунд. Если модель будет перемещаться из стороны в сторону, то, скорее всего Вам нужно больше практиковаться.
2. Зависните на одном месте, затем, удерживая нос вертолета по направлению от вас, и зафиксировав его в таком направлении, летите в левую сторону примерно на расстояние 2 метра, зависните в этой точке примерно на 10 секунд, и вернитесь в исходную позицию.
3. Проделайте ту же операцию, только перемещайтесь в правую сторону.
4. Практикуйте эти упражнения, постепенно поворачивая нос в сторону движения.
5. Упражняйтесь в висении и при этом поворачивайте вертолет понемногу боком, до того момента пока вертолет не будет висеть полностью боком к вам. Разворачивайте его в правую и левую стороны.
6. После пунктов 3, 4 и 5 переходите к медленной восьмерке ’Lazy 8’ – это горизонтальный полет траекторией напоминающий цифру восемь.
7. Постепенно добейтесь, чтобы восьмерка превратилась в два больших круга. Это даст вам базовые навыки полета по кругу.
8. Когда вы почувствуете себя достаточно уверенным, постарайтесь замедлить вертолет, когда он летит носом в вашу сторону. Продолжайте торможение до тех пор, пока вертолет не зависнет на месте носом к вам. Это следующий шаг в вашем обучении!
Не удивляйтесь, если вы обнаружите что лететь в одном направлении (обычно это налево) сложнее, чем в другую сторону. Просто вам надо больше отрабатывать полет в этом направлении, пока вы не будете одинаково хорошо летать в обоих направлениях. Пусть ваши успехи вас не соблазняют. Старайтесь пилотировать на максимально комфортном расстоянии!
И, наконец...
Хорошо, теперь вы должны искать пути повышения своего мастерства в управлении вашим T-Rex. Лучший совет, который я могу вам дать: 1) продолжать практиковаться 2) попробовать найти клуб или летную школу – всегда Проще учиться у людей, которые реально летают, и летать вместе с ними. Это значительно веселее.
Удачи!
Nigel Fraser Ker
© Январь 2005