Многим моделистам бывает достаточно трудно определиться какой двигатель выбрать для своей авиамодели. Существует целый ряд фирм производителей авиамодельных моторов. В этом материале я хочу целом рассмотреть моторы разных марок для хоббийного моделизма и исходя из своего опыта дать оценку их качества.
На сегодня можно выделить ряд наиболее известных калильных моторов для радиоуправляемых авиамоделей. Это японские моторы фирмы OS-Max, китайские ASP, Magnum, SC, моторы итальянской фирмы Super Tigre , тайваньские двигатели Thunder Tiger, австрийские Webra и моторы МДС- сделано в Росcии. Бесспорным лидером среди всех марок однозначно можно считать моторы OS.
Фирма OS-Max производит очень большой ряд двухтактных и четырехтактных моторов с кубатурой от 1,5 до 30 куб.см, как. Все эти двигатели отличаются высоким качеством изготовления и надежностью в работе. Даже внешний вид любого мотора OS вызывает восторг, чистота поверхности, отличный дизайн. Благодаря точности изготовления, правильному подбору материалов эти моторы не вызывают никаких нареканий пользователей по качеству работы и ресурсу. Если отбросить вопрос стоимости ( цена их выше, чем других подобных), то OS можно без размышлений выбрать для своей модели. В ассортименте моторов OS-Max есть двигатели двух и четырехтактные, многоцилиндровые, для авиамоделей и вертолетов. Кроме моторов для летающей техники выпускаются и специальные двигатели для авто и судомоделей. Основная масса «осмаксов» предназначена для массовых хоббимоделей, но есть и моторы повышенной мощности с которыми ряд чемпионов мирового класса занимают первые места. Прежде всего это вертолетные и автомодельные двигатели. На мой взгляд, большинство моделей вертолетов в мире оправдано оснащено моторами OS-Max. Есть ряд относительно недорогих авиадвигателей для новичков серии LA, в которых шарикоподшипники коленвала заменены на втулку скольжения.
Основным продавцом моторов OS-Max в Европе это немецкая фирма Graupner. Стоит знать, что не все моторы, продаваемые Граупнером комплектуются глушителями. Поэтому при заказе у продавца стоит уточнить этот вопрос. На картере каждого двигателя OS-Max как визитная карточка отлита надпись “made in Japan”.
Другая не менее популярная марка это ряд двигателей ASP, Magnun, SC.
Все они производятся в Китае авиационным моторостроительным заводом в Шанхае. В некоторых изданиях встречается информация что это производство по лицензии OS-Max. Действительно эти моторы очень похожи на OS. Двигатели ASP, Magnum, SC это одинаковые моторы с небольшими внешними отличиями, а три разных названия обусловлено маркетингом, для разных продавцов в Азии, Европе или США.
Качество этих моторов достаточно высокое, они хорошо запускаются, хорошо держат обороты , имеют приличный ресурс. Моторы выпускаются объемом от2,5 до 30 куб.см. Кроме двухтактных производятся и четырехтактные двигатели с рабочим объемом от 5 до 30 куб.см, двухцилиндровый «боксер» и звездообразный пятицилиндровый, объемом 64 куб.см. Среди авиамоторов есть и вертолетные версии, которые значительно уступают по мощности аналогичным образцам OS-Max. Основным продавцом моторов Magnum в Европе является фирма Jamara (Германия). Много этих китайских двигателей экспортируются в США и другие страны мира. Мне лично доводилось эксплуатировать моторы с марками ASP и Magnum и ничего отрицательного сказать о них не могу. Все эти двигатели комплектуются разборными глушителями и имеют АВС рабочую гарнитуру (цветная пара). Размеры крепления моторов Magnum и OS-Max одинаковые. Глушители большинства «магнумов» подходят к «осмаксам».
Моделистам старшего поколения известна марка моторов Super Tigre. Еще в 50-е годы эта итальянская фирма производила очень популярные двигатели некоторые из которых импортировались в СССР. С недавнего времени все производство «супертигров» перенесено в Китай и на картере моторов вместо надписи «made in Italy» красуется «made in China», но от этого качество моторов хуже не стало. Моторы Super Tigre производят с рабочим объемом от 5,5 до 45 куб.см., большинство из них оснащены поршневым кольцом, очевидно, это давняя традиция фирмы Super Tigre. Эти моторы отличаются от всех своим внешним видом и своеобразной конструкцией глушителя у которого отдельный патрубок крепится к выхлопному окну, а на нем монтируется глушитель. Это позволяет изменять положение глушителя в зависимости от конструкции модели, но с другой стороны добавляет еще одно соединение, в котором часто просачивается сгоревшее масло. Моторы Super Tigre относительно не дорогие и прекрасно подходят для любительских моделей. Размеры крепления отличаются от стандарта OS-Max.
Известная тайваньская фирма Тhunder Tiger - производитель вертолетов, самолетов и автомоделей, имеет в своем ассортименте и двигатели внутреннего сгорания. Производится целый ряд моторов объемом от 1,13 до 20 куб.см. Есть также и четырехтактные двигатели и специальные для вертолетов. Вертолетные моторы достаточно распространенные, ими комплектуются модели вертолетов Raptor. По внешнему виду, конструкции и своим техническим характеристикам моторы ТТ очень близки к двигателям OS-Max. Эти моторы немного дешевле, чем «осмаксы» прекрасно работают и имеют приличный ресурс. Двигатели комплектуются глушителями.
Кроме рассмотренных нами моторов, выше названые фирмы производят ряд специфических двигателей это многоцилиндровые звездообразные, двух-четырехцилиндровые боксеры и системы Ванкеля.
Двигатели австрийской фирмы Webra предназначены в основном для вертолетов и пилотажных самолетов. Думаю назвать их массовыми нельзя и учитывая их капризность и относительную сложность настройки я бы не стал устанавливать «вебру» на свой вертолет.
Стоит также упомянуть о моторах МДС. Эти двигатели производимые в России известны еще с советских времен. Это были вполне работоспособные моторы, радовавшие своих обладателей. Сегодня двигатели MDS производятся в широком ассортименте. Есть среди них и вертолетные варианты . К сожалению качество этих моторов не соответствует современным требованиям. Исходя из опыта многих моделистов, и моего в том числе, их эксплуатация доставляет больше огорчений чем радости.
Существуют и другие производители авиамодельных моторов, например
Saito/Япония (четырехтактные ,авиамодельные ), Enya/Япония (авиамодельные, вертолетные ), Yamada/Япония (двухтактные спортивные авиамодельные, вертолетные), Novarossi/Италия (двухтактные спортивные авиамодельные, вертолетные). Эти двигатели не так широко распространены среди хоббийных моделистов, а некоторые из них применяются только профессиональными пилотами в определенных классах моделей.
Подводя итог можно сказать , что двигатель №1, вне всякой конкуренции это OS-Max. Далее следуют моторы ASP, Magnum, SC, Тhunder Tiger, Super Tigre, которые имеют очень схожие характеристики и приличное качество.
По материалам журнала «Моделiст», www.modelist.mksat.net
Как всегда статью можно обсудить на форуме.
Двигатели OS-Max |
Самый современный мотор O.S.55 AX ABL объемом 8,93 см2 |
Двигатель китайского производства Magnum XLS-46 Игла регулировки карбюратора вынесена на заднюю крышку картера, чтобы избежать возможной травмы рук. |
Внешний вид мотора Super Tigre G-61 ABC |
Узел крепления глушителя на моторе Super Tigre GS-40 |
Мотор Thunder Tiger GP-18 объемом 2,93 см2. Для удобства безопасной регулировки карбюратора игла развернута назад |
Двигатель Thunder Tiger PRO-46 объемом 4,74 см2 внешне очень похожий на OS-Max |
Авиамодельный двигатель Webra SPEED 120 HX |
Пятицилиндровый звездообразный двигатель O.S. Max FR5-300 объемом ок. 50 см2 |
Двухцилиндровый четырехтактный мотор Magnum XL-160 FT , 26,6 см2 |
Авиамодельный роторный двигатель системы Ванкеля. Такие моторы производит только фирма OS-Max. |
Четырехцилиндровый рядный мотор O.S. Max IL-300 рабочим объемом ок. 50 см2 |