Главная
Авиамодели
Автомодели
Судомодели
Новости События Статьи Обзоры Форум Блоги Фото Клубы Площадки Витрина Ссылки Контакты О НАС



Свежие темы из форума
Загрузка ...

Популярные блоги
Загрузка ...

Наши друзья
iCAR - Виртуальный клуб автолюбителей
Мегаспорт
Научно-популярный журнал Моделіст
магия вязания
Лошади
Потрібна допомога
05:49 30/11/2009

Авиамодельный мотор МК-12В

Автор: Виктор Ходеев
Сегодня наблюдается тенденция интереса ряда моделистов к собиранию модельных моторов прошлых лет. К сожалению приобретенные ими образцы продаются за рубеж или хранятся не реставрированными, в плохом состоянии или укомплектованными наугад деталями от других двигателей. А ведь ценность коллекционного мотора и заключается в полной сохранности его внешнего вида и деталей. Возможно, этот материал даст представление новому поколению моделистов о технике прошлых лет и кому-то поможет при восстановлении моторчика МК-12В.

Компрессионный моторчик МК-12В можно назвать эпохальным в истории моделизма СССР. Это был один из первых масово производимых двигателей объемом 2,5 куб.см.. В 60-70-х годах его можно было купить (правда, если очень повезет) в магазинах «Учтехприбор», «Юный техник» или заказать по каталогу «Посылторга», мотор также распространялся через систему ДОСААФ по всем станциям юных техников.
К этому мотору я лично отношусь с особым трепетом. Это был мой первый двигатель! Чувство радости, которое охватило меня, когда я бежал на почту за посылкой, помню по сегодня, хотя это и было более тридцати лет назад. Помню и хлопоты по изготовлению бачка, моторамы, пропеллера, поиски керосина и эфира для топлива. Вспышки моторчика при запуске, запах топлива и выхлопа делали меня просто счастливым, вдохновляли на творчество.
Первые двигатели МК-12В стали производиться в СССР в конце 50-х годов. Конструктивно он был очень похож на мотор австрийской фирмы Webra Mach 1. Очевидно, конструкторы ЦСТКАМ не стали тратить силы на особые изыскания и взяли за прототип готовый работоспособный образец популярного в то время в Европе двигателя. В результате чего получилась практически копия мотора Webra.
МК-12В выпускался московским авиационно-ремонтным заводом в больших количествах. Начиная с 1959 года по 1990 год на этом заводе было выпущено более миллиона микродвигателей: МАРЗ-2,5, ЦСТКАМ-2,5Д, Тайфун, и большая часть из них были МК-12В.
Первые серийные моторы имели очень легкий литой картер с отъемным носком и задней крышкой. Эти детали были анодированы в черный цвет. Цилиндр, выточенный из стали, ввинчивался на резьбе в картер и на него, также на резьбе накручивалась алюминиевая рубашка охлаждения. Отличительной чертой этих моторов был красный цвет анодировки рубашки охлаждения и опорной шайбы винта, что придавало им особый «нарядный» вид. Качество внешней обработки деталей было не очень хорошим, грубое литье, не снятые фаски, заусенцы. В условиях тогдашней экономики в СССР, качеству подобной продукции уделялось мало внимания.
Коленвал мотора вращался в двух шарикоподшипниках и соединялся алюминиевым шатуном с чугунным поршнем. Поршень имел конусообразную форму верхней части, соответствующую форму с обратной конусностью имел и контрпоршень. Пуск смеси осуществлялся через дисковый золотник, который вращался на задней стенке картера. Карбюратор состоял из жиклера и регулировочной иглы, которая фиксировалась от нежелательного вращения прижимной пружинкой «трещоткой».
За все время производства МК-12В было выпущено несколько модификаций для упрощения технологии изготовления и, это сказывалось на ухудшении качества мотора, особенно последних выпусков. Самые первые МК 12-В имели черный составной картер с отъемным носком и задней крышкой, оребрением цилиндра бочкообразной формы анодированным в красный цвет. Эти моторы еще оснащались текстолитовым дисковым золотником как у Webra. У последующих моторов была увеличена площадь оребрения рубашки, и она стала характерной конусообразной формы, был усилен жиклер.
Моторы последних выпусков имели цельный картер и конусообразное оребрение цилиндра, детали уже не анодировались и оставались белого (алюминиевого) цвета, значительно хуже стало качество изготовления. Все моторы разных модификаций отличались только по внешнему виду, конструкция коленвала, поршневой группы и карбюратора была одинаковой.
Моторчики МК-12В были в основном вполне хорошего качества, работоспособными, и «выдавали» заложенные в них мощностные характеристики. В качестве топлива рекомендовалась смесь: эфир- 33%, масло МС20- 17%, масло касторовое- 17%, керосин- 33%.
Двигатель МК-12В продавался в картонной коробочке, комплектовался инструкцией и специальным ключом для гайки крепления пропеллера и откручивания цилиндра, кусочком хлорвиниловой топливной трубочки, винтами и гайками М3 для крепления, стоил 8 рублей. Мотор с успехом применяли для кордовых свободнолетающих авиамоделей, аэромобилей и др. Нет сомнений, что МК12-В был мотором многих сотен нынешних моделистов, дал им возможность прикоснутся к техническому творчеству.

Технические данные компрессионного мотора МК-12В
Объем……………….2,46 куб.см
Ход поршня…….......13 мм
Диаметр цилиндра…15,5 мм
Обороты…………….15000 об/мин
Мощность…………...0,191 кВт
Вес……………………130 г

Подготовленно по материалам журнала «МОДЕIСТ»

Двигатель Webra Mach1 (Австрия), ставший прототипом советского мотора МК-12В



Устройство двигателя МК-12В первых выпусков.



Компрессионный микродвигатель МК-12В последующих выпусков. Оребрение цилиндра моторов второй модификации, картер белый , без отъемного носка.



Микродвигатель МК-12В последних выпусков (неукомплектованный образец). На смену этому мотору пришел МАРЗ 2,5



«Привет» из прошлого. Микродвигатель МК-12В выпуска 1970 года с оригинальной упаковкой, принадлежностями и деталями, прекрасный образец коллекционного мотора.



МК-12В










19/09/201203:51Bear
Your pstoing lays bare the truth

13/05/201209:27Александр
_

13/05/201209:25Александр
Имеются в наличии моторчики МК12в и МК-17 кому требуются пишите vag12@rambler.ru
Моторчики ПРОДАНЫ!!!!!!!

14/04/201212:46-ешь-2000
а куда его ставить вообще

02/03/201216:25Александр
На картинке с красной рубашкой охлаждения мк-12к,у мк-12в рубашка не окрашена.

13/01/201216:45любитель)))
есть какие нибудь инструкции по разборке и сборке двигателя МК-12В?

15/12/201115:33incognito
Куплю мк12 марз звоние будем договаривться тел0505693568 Владимир

15/11/201110:25Николай
15.11.11. Имеютса МК - 12В и МК - 17 новий продам срочно.

15/11/201110:21incognito
Продам авіамотори МК - 12В и МК - 17В новий продам недорого срочно мой телефон 0969012238

25/09/201117:01messir
Кому надо новый МК-12В пишите, договоримся, вышлю. bob777@aport.ru








Архив новостей:

Самальот Фест 3 в Государственном Музее Авиации.
Налетай, подешевело.
Киеве пройдет финал Чемпионата Украины радиоуправляемых моделей в классе «Дрифт»
«HOBBY-U 2013 Christmas» 14-15 декабря.
Фестиваль мужских хобби «Мужские игрушки»
Настоящий праздник моделизма.
АЭРОШОУ РАДИОУПРАВЛЯЕМЫХ САМОЛЕТОВ
Кубок Украины 2011 в классе F-3A
«АЭРОШОК»
Призы весеннего «Кубок Моделки» 8 и 14-15 мая 2011 года
Моделизм украшает нашу жизнь?
8-м фестиваль радио управляемых авиамоделей с электродвигателем «ЭЛЕКТРО-ШОК»
Результаты Весеннего этапа "Кубка Моделки 2010".
Кубок моделки - положение по воздушному бою.
"Кубок Моделки-2010" (весенний этап).
Украинские чемпионы мира по водно-моторному спорту получили награды в Монако.
Журнал Моделист – 5 лет вместе.
Чемпионат Украины по радиоуправляемым моделям.
2 августа 2009 г., завершился чемпионат Украины по радиоуправляемым метательным планерам F3K.
FAI-F3C World Championship, Muncie USA, 2-12 Aug 2009,
Последние публикации






Витрина магазинов

Rambler's Top100
Powered by Valdemar Fishmen